Фильм "Левша" - раскадровки режиссера Юрия Кузина  

Диплом Каннского фестиваля 1999 года Ю.Кузину за фильм "ЛЕВША"

Московский школьник Никита Моряков в роли Адольфа Гитлера

Буклет Левши на кинопремьере во ВГИКе 1999 года

Левша - фрагменты из фильма

Школа в Линце, где учился Адольф Гитлер

Учитель-тиран в исполнении Андрея И

Бывший кавалерист, он страшен и смешон одновременно

Мальнький Гитлер подписывает свою тетрадь фамилией матери Шикльгрубер. У него готический почерк, он прилежен, но пишет левой рукой, а в школе следует писать только правой

Маленикого Адольфа не берут в школу - целое лето он будет учиться писать правой рукой, левше нет места в мире праворуких

Левша - название фильма на немецком языке

Адольф лишен прогулок и детских забав. Дни на пролет он проводит за письменным столом отца, упражняясь в каллиграфии

Алоиз Шикльгрубер был властным тираном. Мелкий чиновник, он слыл сумасбродом, увлекавшимся то пчелами, то коллекционированием

Адольф панически боялся отца. Разрушая пол мира, он, по сути, сводил счеты с отцовским наследством

Даже зеркало предательски отражает Адольфа. Ему не спрятаться от отца, не уйти от наказания, даже за пустяковую провинность

Создавая кабинет Алоиза, мы построили декорацию в аудитории № 219, где располагалась мастерская В.И.Хотиненко, в которой я учился на режиссерском факультете ВГИКа

Перчатка с крагами станет орудием пытки. Отец обещает Адольфу, в случае неповиновения, пристегнуть к бедру его левую руку

Алоиз Гитлер в исполнении Евгения Киндинова был великолепен. За его спиной я повесил портрет эрцгерцога Франца Фердинанда, за которым Адольф прятал скомканные листы бумаги

Киндинов отказывался от роли, не верил в свои возможности, сомневался в теме. Но работал точно, тщательно выстраивая рисунок роли.

Никита был готов сниматься круглые сутки, довольствуясь правом кататься по каридорам ВГИКА на операторской тележке

- Ты опять писал левой, хоть я тебе это запретил! Придется наказать тебя, Адольф!

Чертеж перчатки сделан отцом заранее, чтобы устрашать мальчика неотвратимостью наказания.

Адольф представляет себе, как он будет стоять с прикованной к бедру левой рукой, в надежде, что отец, войдя, увидит его мучения, и отменит наказание

Но все напрасно. Отец жестоко расправится с ним, пристегивая к бедру сына перчатку с его левой рукой

Последние крики, мольбы о пощаде, но отец не приклонен!

Теперь левше предстоит учиться все делать правой!

Мальчишки из класса Адольфа могут играть сколько им вздумается

Они все правши. Среди них нет ни одного леворукого

Мальчишки напрасно будут звать Адольфа. Ему запрещено играть. Он наказан. Он переучивается все делать правой рукой.

Алоиз любит рисовать. Этот дар передастся Адольфу, но поступить в Академию живописи он так и не сможет. Незадачливый архитектор, Гитлер, став взрослым, приступит к разрушению старых городов Европы, следуя утвержденным им же планам бомбежек.

Причина, по которой Киндинов отказывался сниматься - его руки

Но я настаивал, говоря, что даже болезнь не может ограничить актера в выборе средств выразительности. И действительно, руки Алоиза многое объясняют в характере этого неистового человека

Немецкая кирха найдена нами на одной из улиц старой Москвы

Похоже, Алоиз был не плохим рисовальщиком

В отсутствии отца, Адольфа навещает мать

Клара, в исполнении Татьяны Киселевой, добрая, милая и слабая женщина, не способная прикословить мужу

Адольф любит мать, но боится ослушаться отца

Всю жизнь Гитлер будет испытывать нежные чувства к матери, единственному существу, кто любило его таким, каков он был - замкнутым, ранимым, с чувством уязвленного самолюбия

Ненавистная правая рука - даже осколок от горшка становится для нее проблемой

Поднять осколок можно только, поранившись до крови

Но некому предъявить израненную руку

Боль останется при нем. Никто не пожалеет его, никто не придет на помощь

Дверь заперта. Тяжелые шаги отца иногда тревожат душу мальчика, улавливающего каждый скрип, продуваемого насквозь дома

За окнами бегут мальчишки вслед за городским оркестром

Он подставит стул к окну, двигая его правой рукой

Он вскарабкается на стул, чтобы дотянуться до окошка

Он будет прислушиваться к звукам оркестра, пытаясь угадать, куда свернут музыканты

Он упадет со стула, потеряв равновесие. Не удивительно, ведь левая его рука приторочена к бедру

В бреду ему почудится, что кто-то смотрит на него через обледенелое окно со свечой и клоуном на подоконнике

В горячке он не узнает собственного призрака, пришедшего из глубин подсознания, чтобы выразить сочувствие Адольфу. Он разгромит кабинет отца с его суровым стилем Бидермайер. Он разрушит его правой рукой, которая станет отныне орудием возмездия всем, кто его унизил

Он ужаснется тому, что сделал и тому, что ждет его в переди

Свершилось. Теперь учитель доволен им. Он стал праворуким, как все дети

Он принят в школу. Он ничем не отличается от других

Теперь его не будут больше пороть

Его признали однокласники, теперь он сидит на первой парте, как лучший ученик школы Линца

Урок правописания дается ему с трудом: он сломал правую руку, когда громил отцовский кабинет в приступе ярости. Теперь рука зажила, но боль дает о себе знать

Учитель проверяет, как выполнено задание. Следовало подписать новые тетради

Учитель останавливает Адольфа, чтобы увидеть, как тот выполнил задание

Но, вместо прежней подписи Адольф Шикльгрубер, выведенной красивым готическим шрифтом, мальчик ставит закорючку - Адольф ГИТЛЕР. Никто больше не посмеет над ним смеяться, никто больше не сможет приказывать ему. С Шикльгрубером покончено раз и на всегда. Отныне он Гитлер, и те, кто еще этого не понял, узнают в ближайшем будущем, какого джина они выпустили из бутылки

Адольф Гитлер в исполнении московского школьника Никиты Морякова

ЛЕВША

Андрей Тарковский на встрече со студентами. Ярославль 1981 год. В тот же вечер, сбежав с занятий в театральном институте, где я учился на актерском факультете, я беседовал с великим режиссером в холле гостинице "Медведь".

Андрей Арсеньевич Тарковский. Мой учитель. Я делал расскадровки его фильмов прямо с экрана, для чего иногда просматривал картины по 25 раз, как, например, Зеркало. В итоге, я знал, как движется камера, какие фильтры применил оператор, чтобы убрать тот или иной цвет на пленке, какие литературные, музыкальные или живописные цитаты применил режиссер, чтобы достичь глубины в изображении реальности.

В апреле 1988, в память о Тарковском, я провел во Львове Международную конференцию. Там, вместе с киноклубом Курьер 10-й музы, я выступил инициатором создания Общества Тарковского при СК СССР. На фотографии: Марьяна Чугунова, Алла Гербер, Виктор Божович и Юрий Кузин за составлением Устава Общества

В 1996 году, будучи студентом ВГИКа, мастерская режиссуры под управлением Владимира Хотиненко, я был приглашен Кшиштофом Занусси в киношколу Анджея Вайды в городе Кракове (Польша). На фотографии: Владимир Фенченко, Юрий Кузин и Кшиштоф Занусси на премьере в Доме Кино фильма Занусси - Брат моего Бога

В киношколе Анджея Вайды. На фотографии: Александр Котт, педагог школы, Юрий Кузин и Анджей Вайда. Пана Анджея я знаю с 1988 года. На МКФ в Москве, где он был председателем жюри, я присутствовал на его прессконференции. Тот, кто задаст лучший вопрос, получит бутылку шампанского, гласила надпись у входа в зал. Я решил рискнуть и написал записку с вопросом: Пан Вайда, каждый большой художник несет свой крест, на котором его же и распинают. Какими бы могли быть ваши Семь слов с креста? Вайда спрятал записку в карман. Наконец, когда пришло время огласить победителя, вынул ее и зачитал мой вопрос. Так я получил шампанское от создателя Пепла и алмаза. Но Вайда так и не ответил на мою записку, сказав, что это слишком хороший вопрос, чтобы знать на него ответ. Маэстро улыбнулся мне, когда я напомнил ему о той конференции. Он до сих пор не знает ответа на вопрос. Он в поиске, что, очевидно, является отличительной особенностью всякого гения

Рабочий момент съемок фильма Левша. Режиссер Юрий Кузин и актер Евгений Киндинов - исполнитель роли Алоиза, отца Адольфа Гитлера

Юрий Кузин - участник Каннского кинофестиваля 1999 года, где его фильм Левша был удостоин диплома конкурса дебютов

Канн 1999. Юрий Кузин дает интервью Международному Французскому радио

Ковчег - первый полнометражный фильм Юрия Кузина, снятый по мотивом повести Евгения Шпаликова "Причал"

Сергей Члиянц и Юрий Кузин на съемочной площадке фильма Ковчег. Шлюз в Угличе. 2001 год

Баржа, ставшая ковчегом. Режиссер обходит свои владения

Юрий Кузин: Прощай Калязин! Прощай Ковчег!

Юрий Кузин

"Мой фильм готов: осталось только его снять" Рэне Клер

Правда о фильме
Пресса о "Левше"
Смотреть "ЛЕВШУ"
AntiI - Dogme 2005
На главную

Hosted by uCoz